О чем эта сказка? 
Ребята догадываются, что суточные колебания температуры в инкубаторе, которые приходится корректировать, опуская лампочку выше или ниже, обусловлены колебаниями температуры наружного воздуха. Так что по ночам теперь приходится заводить будильник и следить за остывающим инкубатором. Новая проблема - ежедневные занятия в школе, из за которых яйца на длительное время остаются без присмотра.


– Ну как, все в порядке? – спросил я на следующее утро Мишку.

– В порядке. Только температура опять всю ночь понижалась.

– Ты опять, значит, всю ночь не спал?

– Нет. Теперь я стал хитрый! Я положил под подушку будильник, и он меня будил через каждые три часа.

– Почему же температура понижалась? Днем она повышалась, – говорю я.

– Я знаю, в чем дело, – говорит Мишка. – Ночью всегда прохладнее, и инкубатор охлаждается больше, а днем становится теплее, поэтому днем температура повышается, а ночью понижается.

– Как же нам быть? – спрашиваю я. – Мы ведь в школу уйдем. Кто будет следить за градусником?

– Может быть, попросить Майку? Мишка позвал Майку, и мы стали просить ее, чтобы она подежурила у инкубатора, пока мы будем в школе.

– Вчера за дверь вытолкали, а сегодня сами просите! Вот не буду дежурить! – сказала Майка.

– Послушай, – говорю я, – ведь цыплята погибнут. И твой цыпленок погибнет. Мы ведь не для себя просим, а для цыплят.

Тогда она согласилась. И я принялся объяснять ей, что нужно делать.

– Вот это градусник, – сказал я. – Ртуть должна стоять точно на тридцати девяти градусах. Вот видишь две цифры: три и девять. Запомнишь?

– Запомню.

Чтоб она не забыла, я взял красный карандаш и отметил на градуснике, где должна находиться ртуть.

– Смотри хорошенько, не напутай, – говорю я. – Как только ртуть поднимется хоть чуточку выше, ты сейчас же вытащи из-под лампы одну тетрадку, тогда лампа опустится и ртуть тоже опустится в градуснике. Понятно?

– Понятно.

После этого я научил ее переворачивать яйца и велел, как только пробьет одиннадцать часов, открыть инкубатор и перевернуть все яйца.

Майка все поняла. Я заставил ее повторить задание. Она повторила все правильно, и мы с Мишкой отправились в школу.

– Ну как, инкубатор действует? – спросил Костя, как только мы пришли в класс.

– Тише! – зашипел на него Мишка и оглянулся по сторонам.

– Да я ведь шепотом спрашиваю.

– «Шепотом, шепотом»! – проворчал Мишка. – Орет на весь класс.

– Ну молчу, молчу… А может быть, можно рассказать ребятам, а?

– Я тебе расскажу! Тогда и не приходи к нам. Мы тебе по дружбе сказали, а ты…

– Ну молчу, молчу. Знаешь, что я придумал? Я скажу на уроке естествознания Марье Петровне, что вы устроили инкубатор. Марья Петровна похвалит вас.

– Попробуй только! Ведь сейчас же все ребята услышат.

– Ну молчу, молчу. Как рыба молчу!

Костя зажал рот рукой и отошел. Видно было, что язык у него так и чешется и ему хочется рассказать кому-нибудь про наш инкубатор.

Начались уроки. Мишка все волновался. Ни минуты не мог посидеть спокойно.

– А вдруг Майка без нас там что-нибудь спутает?

– Что ж она может спутать?

– Ну, не уследит за градусником.

– Я ведь ей все хорошо объяснил.

– А вдруг ей надоест сидеть дома и она пойдет гулять?

– Зачем же она пойдет, раз обещала сидеть?

– А вдруг она вытащит из инкубатора свои чашки?

– Не вытащит.

– А вдруг лампочка перегорит? Что тогда делать? На уроке естествознания Марья Петровна услышала, что мы с Мишкой все время разговариваем, и рассадила нас на разные парты. Мишка сидел мрачный как туча и поглядывал на меня с другого конца класса. А тут Костя приложил ко рту руку и громко прошептал:

– Слушай! Я сейчас скажу Марье Петровне про инкубатор.

Мишка заерзал на своем месте и прошипел:

– Вот я тебе скажу, изменник! Но Костя уже поднял руку.

– Что ты хочешь сказать? – спросила Марья Петровна.

Мишка пригрозил Косте кулаком.

– Марья Петровна, а что такое инкубатор? – задал вопрос Костя.

Марья Петровна начала рассказывать про инкубатор. Она сказала, что люди уже давно научились выводить цыплят без наседок, нагревая до определенной температуры яйца. Еще в древнем Египте и Китае, две тысячи лет назад, люди устраивали инкубаторы и выводили цыплят. Ученые, делая раскопки, находят в земле помещения, в которых древние египтяне устраивали свои инкубаторы. Конечно, тогда инкубаторы были небольшие и цыплят в них выводилось немного, но теперь у нас есть такие инкубаторы, в которые закладывают по несколько тысяч яиц.

– А у меня есть два знакомых мальчика, – сказал Костя. – Они сами сделали инкубатор. Как вы думаете, выведутся у них цыплята или нет?

– В самодельном инкубаторе получить цыплят можно, только это очень трудное дело, – сказала Марья Петровна. – В фабричных инкубаторах есть разные приспособления, которые регулируют температуру и влажность, а если инкубатор самодельный, то за всем надо внимательно следить. Если ребята старательные и дисциплинированные, то цыплята у них выведутся, а если такие, как наши Миша и Коля, то ничего не получится.

– Почему это у нас не получится? – не выдержал Миша.

– Потому что вы недисциплинированные: даже в классе не можете как следует посидеть, – сказала Марья Петровна и стала продолжать урок.

После уроков нас задержал Витя Смирнов и сказал, что сегодня наша очередь дежурить в живом уголке.

– Что ты, что ты! – замахал Мишка руками. – Какой там живой уголок! Нам некогда.

– Вам всегда некогда! Записались в кружок, а не ходите. Сейчас самое горячее время. Весна! Надо скворечники делать.

– Мы потом будем делать скворечни.

– Когда – потом? Скоро прилетят птицы.

– Не прилетят.

– Как так – не прилетят? Птицы не станут вас ждать.

– Ну немножечко-то подождать можно, – сказал Мишка.

И мы побежали домой.

Дома все оказалось в порядке. Лампочка не перегорела, температура была нормальная.

Майка исправно сидела у инкубатора. Мы похвалили ее и отпустили гулять.