Добавлены произведения Энид Блайтон. На сей раз речь пойдет о второй крупной серии писательницы, посвященной приключениям детей. Перед Вами "Пятеро тайноискателей и собака".
Серия создавалась практически двадцать лет, параллельно с "Великолепной пятеркой". Одно время создания, место действия, компания ребят в качестве главных героев, да и название, отличающееся, как два различных перевода одного и того-же заглавия - все это внушало серьезные опасения. "Великолепная пятерка" сильно подорвала веру в изобретательности писательницы, и заставила опасаться, что перед нами очередная серия, части которой различаются как продукция заводского конвейера. Но все обошлось. Пятнадцать детективных историй хоть и не лишены недостатков, но очень увлекательны и интересны.
Читательские симпатии вызывает многое.
Начнем с героев. В "Великолепной пятерке" характеры детей раскрывались в одних и тех-же шутках и ситуациях, которые писательница, почему-то, считала забавными. В итоге, после штудирования двадцати одной книги читатель, на вопрос о характере кого-нибудь из главных персонажей, долго чесал голову и отвечал, что того звали как-то на букву "Д", он был то-ли мальчик, то-ли девочка, желающая стать мальчиком, обожал объедаться до потери пульса и умиляться сообразительности Тимми. Теперь все по-другому. Нас стали гораздо меньше пичкать одинаковыми шутками. Персонажи взаимодействуют, прогрессируют и меняются от произведения к произведению. Последующие части длинной детективной саги раскрывают ранее неизвестные черты характера героев. Особенно в этом плане выделяется Фредерик. Главе детективов уделено много внимания, настолько много, что остальные дети, зачастую, воспринимаются лишь как довесок к отлично проработанному Фатти. Даже мошенники перестали быть каким-то тупым воплощением зла: теперь мы часто имеем дело с нормальными бандитами - они хитрят, заметают следы, имеют свой характер и мотивы, толкающие их на преступление.
Гвоздь программы - детективное расследование, увы, зачастую, весьма условно. Нелогичное поведение преступников и сыщиков, постоянные невероятные совпадения, преследующие героев, и сюжетные неувязки - все это не сильно бросается в глаза, если не забывать, что перед нами детское произведение. Беспокоит другое - постоянные повторения одного и того же куска повествования. Допустим, один из наших героев отправляется на захватывающую ночную вылазку, полную приключений и мы с интересом следим за происходящим. Но уром наш ночной герой непременно расскажет все своим друзьям - и читатель еще разок увидит уже известную ему ночную историю, пусть и в сжатом виде. Ну и под конец расследования дети вызовут своего друга, инспектора Дженкса, и во всех подробностях расскажут ему о проделанной работе. Если этих повторений не достаточно, что бы в полной мере насладиться ночными приключениями - не волнуйтесь, когда ребята встанут в своем расследовании в тупик, Фатти наверняка устроит "мозговой штурм", перед которым обязательно повторит все ключевые моменты истории.
Вышеупомянутые повторения встречаются не только в явном виде, когда нам описывают одно и то-же событие по три-четыре раза, но и в более завуалированном. Допустим, писательница хочет донести до нас какую-то мысль. Наше герои-детективы находят улики, подмечают странное поведение окружающих. Однако ключевое несоответствие, помогающее в конце-концов разгадать тайну, может повторяться и пережевываться безумное количество раз, мозоля нам глаза уже после того, как все происходящее стало очевидно. Воспитатель или преподаватель при диалоге с ребенком, или при общении с детской аудиторией часто прибегает к ключевым фразам вроде: "Самые догадливые из вас наверняка уже заметили, что...". В устах Энид Блайтон эта речевая структура звучала бы примерно так: "Для тех, до сих пор так ничего и не понял, я повторю еще раз. Еще много раз".
Тайна сгоревшего коттеджа (Тайна коттеджа, который сгорел) - Кто-то поджег мастерскую ученого, содержащую ценные рукописи, и дети, решившие поиграть в детективов, принимаются за расследование. Следствие осложнено тем, что у противного старикашки-профессора оказывается куча врагов, и все они побывали на участке в день пожара. Однако счастливая случайность помогает детям раскрыть дело, опередив при этом местного недалекого полицейского - мистера Гуна. Так-же ребята приобретают влиятельного знакомого - инспектора Дженкса. Он поражен проницательностью тайноискателей и благодарен за помощь полиции.
Тайна пропавшей кошки (Тайна исчезнувшей кошки) - Новый знакомый тайноискателей - садовник Луки - попал в беду. Его обвиняют в краже дорогой породистой кошки. На парня и так уже свалилась куча несчастий: постоянно злой отчим дома и жестокий главный садовник, избивающий страдальца на работе. Теперь же, когда в дополнение ко всему этому кто-то решает подставить Луки, он не выдерживает и пускается в бега, что лишь подтверждает его вину.
Тайна секретной комнаты (Тайна заброшенного дома) - Дети не знают, чем заняться в свободное время и начинают издеваться над местным полицейским - мистером Гуном. Шутки, выкидываемые ребятам, остроумны и, зачастую, оскорбительны. Взбешенный Гун начинает гоняться за тайноискателями и те, прячась от гнева правосудия, натыкаются на меблированную комнату, расположенную в заброшенном доме. Ребятам предстоит выяснить, кому и зачем понадобилось это тайное убежище. В расследовании помогают таланты Фатти, почерпнутые им из детективных книг: мальчик учится маскироваться, преображаясь до неузнаваимости и писать невидимыми чернилами.
Тайна подброшенных писем (Тайна опасных писем) - Служанка Пипа и Бетси получает письмо в котором освещены такие моменты жизни девушки, о которых она предпочла бы забыть. Дети начинают гадать, кто хочет навредить хорошенькой девушке, но тут на Питерсвуд обрушивается целый шквал грязных посланий. Унизительные записки получают все - даже мистер Гун. Тайноискатели начинают расследование. Необходимо выяснить, кто знает подноготную практически всех людей из меленького городка, и зачем злодею строить козни людям, давно исправившим былые ошибки.
Тайна пропавшего ожерелья - Дети изнывают от безделья, а полиция в это время пытается поймать шайку воров. Тайноискатели направляются к Дженксу и предлагают свою помощь, но инспектор не хочет впутывать детей в опасное дело. Однако ребята невольно оказываются замешаны в расследование: Фатти, оттачивая свое мастерство переодевания, облачается стариком и бандиты путают его со своим связным. Таким образом в руки тайноискателей попадает ценная информация, благодаря которой банду, в конце-концов, удается задержать.
Тайна лесного дома (Тайна мерцающих огней) - В Питерсвуд прибывает Эрн - племянник мистера Гуна. Знакомство с парнем складывается у тайноискателей не совсем удачно: они принимают его за переодетого Фредерика и, по привычке, обзывают толстяком. Наслышанный о тайноискателях Эрн хочет раскрыть вместе с ребятами какое-нибудь дело, и показать себя во всей красе. Ребята решают разыграть мальчика и подкидывают ему фиктивную тайну. Однако во время розыгрыша юным сыщикам попадается настоящее запутанное дело. Во время всей истории дети нещадно издеваются над простоватым Эрном, и тот постоянно попадает в различные неприятные ситуации. Однако в конце-концов оказывается, что он - неплохой парень и между детьми завязывается настоящая дружба.
Тайна кота из пантомимы (Тайна актера-грабителя) - Гун уезжает в отпуск и на службу вместо него заступает Пиппин - молодой полицейский. Дети решают разыграть новичка и подбрасывают ему улики, свидетельствующие о фиктивном преступлении. Однако в тот самый вечер, когда Пиппин находит разбросанные детьми фальшивки, происходит настоящее преступление. Фредерик решает пойти в полицию и сказать молодому полицейскому о розыгрыше - ведь по его милости следствие опирается на несуществующие улики. Однако на место Пипина уже заступил Гун, и ни о каком признании теперь не может быть и речи. Между стражем закона и тайноискателями начинается бескомпромиссная борьба. Гун, пошедший по более легкому пути проигрывает - нежелание думать приводит к тому, что полицейский готов посадить за решетку первого встречного, лишь бы закрыть дело.
Тайна вора-невидимки - Жертвой преступления - весьма банального ограбления - становится родственница инспектора Дженкса. Тайноискатели берутся за дело с удвоенной энергией, но этого оказывается недостаточно - ведь ограбить дом, оставшийся на попечении одной лишь служанки, может кто угодно. Ограбления следуют одно за другим, однако улик, позволяющих изобличить преступника, найти так и не удается. В конце-концов вор попадается - ему не хватает чувства меры. Преступник слишком активно оставляет на месте преступления слишком очевидные улики, рассчитывая обмануть этим следствие, но Фредерик вовремя разгадывает уловку грабителя и передает его Дженксу.
Тайна исчезнувшего принца (Тайна похищенного принца) - В гости к Тайноискателям приходит Эрн, который на некоторое время приехал в Питерсвуд. Как раз в момент прихода гостя все тайноискатели переоделись в заморские одежды, привезенные Фатти, и молодой Гун принимает ребят за родственников заморского принца, вставшего лагерем недалеко от городка. Ряженная компания сбивает с толку не только Эрна - полицейский, завидев странную процессию, тоже попадается на удочку. Вскоре принц пропадает, а Гун начинает поиск таинственных родственников, которых, как он думает, он встретил накануне. Фатти становится совестно, что из-за его розыгрыша следствие направлено по неверному пути, о мальчик решает во всем помогать Гуну. Однако полицейский не верит тайноискателям, принимая все слова Фредерика за нелепые шутки. Поэтому дети вновь без труда опережают Пошлипроча, даже несмотря на то, что он обладает той-же информацией, что и ребята.
Тайна странного свертка (Тайна со дна реки) - На зимних каникулах Фатти открывает в себе новый талант - чревовещание. Новая способность пригодится парню при раскрытии многих дел. Пока же тайноискателям предстоит разобраться в очень запутанной истории. Неизвестный похититель пытался выкрасть из дома, снятого неизвестным человеком, некий таинственный сверток. Затратив множество усилий ребята узнают, что в свертке, за которым усердно охотятся грабители, находится детская одежда. Открытие лишь запутывает ребят - абсолютно не ясно, кому и зачем понадобился сверток, набитый старым детским барахлом.
Тайна коттеджа «Омела» (Тайна полуночного фургона) - Ограблен дом, в котором в одиночестве живет старик, накопивший к преклонным годам значительную сумму денег, но потерявший зрение и слух. Деньги дедушка хранил в тайнике, так что подозрение падает, в первую очередь, на родственников, которые могли знать, где спрятаны сбережения. Старец не может дать толковых показаний. К тому же вслед за кражей в доме потерпевшего происходит целый ряд таинственных событий. Мистер Гун решает не ломать голову, а закрыть следствие, посадив за решетку самого очевидного подозреваемого - дочь потерпевшего. Ребятам предстоит найти грабителя. Это очень важно - ведь необходимо не только наказать злодея и вернуть деньги, но и снять подозрения с неповинной девушки.
Тайна коттеджа «Талли-Хо» (Тайна украденной картины) - Встречащие на перроне Фатти ребята, сталкиваются с четой Лоренцо, уезжающей из Питерсвуда. Позже, от матерей, тайноискатели узнают, что горожане не сильно жалеют о съехавших - супруги славились невоспитанностью и дурным нравом. Через некоторое время выясняется, что уехали они не просто так - супруги прихватили из местного музея весьма ценную картину. Дженкс, так же как и все остальные, думает, что ребята не могут помочь в поимке сбежавших преступников - они наверняка уже находятся за пределами Англии. Но дети уверены, что у них есть шанс поймать грабителей. Чета Лоренца, уезжая, оставила в доме свою любимицу - пуделя Поппит. Ребята надеются, что бандиты попробуют вернуться в Питерсвуд, что бы забрать своего питомца.
Тайна человека со шрамом - Разрешив множество сложных дел, дети окончательно завоевывают доверие инспектора. Поэтому,когда возникает необходимость поймать преступника, спрятавшегося в Питерсвуде, Дженкс отправляется не только к Гуну, но и к тайноискателям. Наконец-то ребята обладают той-же информацией, что и полицейский и теперь могут конкурировать с ним на равных. Однако следствие все равно идет не слишком гладко: пусть ребятам и не надо теперь по крупицам собирать информацию, выведывая ее у свидетелей и мистера Гуна, зато Фатти практически полностью лишен свободы действий - к нему приехала гостья - властная, болтливая девочка, не отстающая от парня ни на минуту. Все это не мешает детям вновь опередить Гуна в расследовании. Будучи мастером маскировки Фатти распознает бандита, переодевшегося старухой.
Тайна загадочных посланий (Тайна похищенных бриллиантов) - Полицейский Гун получает серию оскорбительных писем. Цель посланий - не только поиздеваться над недалеким полицейским. Неизвестный хочет избавиться от двух смотрителей, охраняющих старый, теперь пустующий особняк. Пожилая чета, ныне ведущая вполне пристойный образ жизни, имеет темное прошлое, и попадает под горячую руку Гуна, желающего прекратить шквал хулиганских посланий. Выгнав стариков из дому Гун успокаивается. Ребята же идут дальше - они выясняют, кому помешала чета смотрителей и что понадобилось злоумышленникам в старом доме. Расследование приводит детей к настоящей тайне.
Тайна старинной башни (Тайна подземного хода) - Дети отправляются осматривать замок, расположенный в окрестностях Питерсвуда. Место оказывается безлюдным и загадочным. Каждую неделю, в одно и то же время в замке раздается душераздирающий вой, который, по легенде, издает живущее в башне приведение. Тайноискатели считают, что источник странных звуков гораздо прозаичнее. В строении есть картинная галерея, с экспонатами которой происходят странные вещи. Замок наполняют подозрительные личности: угрюмый директор, злобный смотритель и странный художник-француз. Ребята решают разобраться в происходящем и выясняют, что в замке орудует шайка мошенников. Очередное успешное расследование детей окончательно добивает Гуна: он понимает, что ребята слишком сильны и умны, и нет смысла постоянно враждовать с ними. Однако попытки помириться ни к чему не приводят - тайноискателям не нужен горделивый и напыщенный мистер Гун.
Интерес к весьма простенькому расследованию, результаты которого, зачастую, весьма очевидны, подогревает оригинальность происходящего. Пятнадцать раскрытых преступлений могут похвастаться завидным разнообразием. К тому же, помимо расследований, в каждом произведении происходит много чего интересного. Бесконечные розыгрыши Фатти, переодевания и издевательства над местным полицейским, мистером Гуном, заслуживают отдельной похвалы. Достаточно интересный калейдоскоп из шуток, розыгрышей и нелепых ситуаций, в которые попадает мистер Гун, омрачает одна, бесконечно повторяющаяся и скрипящая на зубах сцена - тайноискатели ищут переодетого Фатти, и постоянно ошибаются, решая, что встреченные ими люди и есть их переодетый друг. Ребята обзываются, дергают беднягу за волосы и уговаривают его снять грим. Может пройти достаточно много времени, пока мучения читателя закончатся, и дети поймут, что перед ним не Фредерик.
P.S. В настоящий момент активно ведутся работы по созданию новой версии сайта. Вас ожидает множество нововведений и улучшений, а так же появление категории любительских сказок. Однако две сказки, недавно присланные нашими читателями, столь хороши, что хочется опубликовать их немедленно.