Добавлены произведения Астрид Линдгрен. С самыми известными ее шедеврами мы ознакомились чуть раньше, и теперь хотелось бы упомянуть менее популярные сборники.

Продолжая тему маленьких непослушных мальчиков и своенравных, излишне самостоятельных девочек, непременно надо упомяуть повествование о "Эмиле из Леннеберги". Простое описание проказ и хулиганств, зачастую неумышленных, сложилось в весьма занимательную повесть о маленьком шалопае. Благородные намерения мальчугана, зачастую превращаются в настоящие бедствие для жителей маленького хуторка. Как и во многих своих работах, шведская писательница не только развлекает нас юмором и событиями, происходящими с головокружительной быстротой, но и заставляет задуматься о честности и благородстве, несправедливости и неравенстве, царящем в нашем мире. А некоторые главы, несмотря на вполне обыденные декорации, могут похвастаться еще и, в прямом смысле, зубодробительно напряженным сюжетом.

Далее стоит обратить внимание на столь редкий жанр как детский детектив. Отличный представитель класса - состоящее из трех эпизодов повествование о суперсыщике Калле Блумквисте. Произведения детские, поэтому не стоит удивляться отсутствию каких то интриг, и резких поворотов сюжета. В большинстве случаев личность злодея известна с самого начала, и основное внимание уделено не расследованию, а приключениям детей, обитающим в маленьком городке. Лишь только первая часть может похвастаться какой то загадочностью. Страные личности с непонятными намерениями, совершающие нелогичные поступки - все это выливается в расследование о похищенных ценностях, слежку, предательства, преследования. Поведение персоонажей правдоподобно и непредсказуемо, отношение читателя к героям неоднократно меняется - мы то верим в их невиновность, то сталкиваемся с новыми фактами, обличающими в них преступников. Во второй и третей частях все гораздо проще - злодеи разгуливают по городу в полосатых черно-белых вещах, оставляя везде за сбой записки, с подробными описаниями своих злодеяний и сложность составляет лишь их поимка, а не изобличение виновного. Заключительная часть окончательно перегибает палку - мало того, что дети делают все возможное, что бы нажить себе неприятностей, так еще и упорно отказываются от помощи взрослых. Конечно, обратись они за помощью, сюжетная линия посвященая похитителям детей мигом оборвется, и нам останется только наблюдать за войной Алой и Белой розы - излюбленной игрой подростков, но разве это так уж страшно? Приключения и игры двух ватаг детей, единой нитью связывающие все три произведения весьма занимательны сами по себе, и вполне способны развлечь читателя в те моменты, когда преступники дремлют и детективная составляющая отходит на второй план.

Унаследовав все недостатки предыдущей трилогии, тематику взаимоотношений детей и бандитов продолжает повесть о Расмусе, Понтусе и Глупыше. Сложно поверить, что сие длинное, бессмысленное и скучное творение было создано человеком, написавшим столько замечательных детских произведений. В центре внимания - дети, ставшие свидетелями преступления. Уличенные ими бандиты не могут покинуть город, а дети не могут донести на бандитов - ведь у них в заложниках питомец одного из мальчиков - собака Глупыш. Помимо вороха нелепых условностей повесть так же переполнена омерзительным сюсюканьем: причину страха и повиновения детей надо сделать максимально убедительной - именно с этой целью нам описывают любовь всех и каждого к маленькой бесподобной собачке. И, вроде бы, в этом нет ничего страшного, но слушать постоянные волнения, вызванные тем, что блохосборка получает несбалансированное питание, мучается одиночеством, постоянно натыкаться на слезливые воспоминания о том, как грациозно он поднимал лапку над папиным диваном - слушать все это омерзительно. Любовь к животным - это замечательно. Произведения, с пеленок внушающие нашим детям, что жизнь любого существа - ценность, которой нет равных - это великолепно. Но когда дети могут выдать бандитов (кстати, отец одного из них - полицейский), а вместо этого врут родителям и покрывают преступников, пускаются в опасные авантюры и сотрудничают с грабителям, лишь из за того, что может пострадать их щенок... Ведь по сути, мы видим детей, плюющих на все правила, покрывающих бандиов и рискующих собой, ради каких то капризов. И это поведение, идущее вразрез с тем, что нормальные родители пытаются вбить в голову своего чада, поощряется - карапузы спасают животное, уличают бандитов и выходят героями.

Далее следуют два фентезийных произведения. Оба хороши, красочны и интересны, имеют схожий сюжет, повествующий о борьбе двух героев с армиями тьмы, но не оба до конца раскрывают свой потенциал и вызывают одинаково сильные и глубокие чувства.

"Братья львиное сердце", с самого начала дают нам понять серьезность происходящего, знакомят с чувствами, которые сильнее страха смерти, с порывами и стремлениями заложенными в самый фундамент характера героев, и неизменными в каком бы мире не находился персоонаж. Один из братьев жертвует жизнью ради другого, прикованного к кровати инвалида. Младший мальчик не можт смириться со смертью брата и в скором времени следует за ним, и попадает в страну, где воссоединяется со своим спасителем. Дальнейшее повествование не имеет недостатка в действии, чудовищах, героях и сражениях, и заканчивается тем, что, на этот раз младший брат, взяв на руки старшего шагает с ним в бездну водопада, спасая того от немощной жизни, предопределенной ему после травмы, в сражении, исход которого он предрешил ценой своего тела.

"Мио, мой Мио" тоже начинается с описания нелегкой и тягостной жизни подростка, да и в целом напоминает сюжет описанного выше действа с одним "но". Злодей, борьбу с которым мы будем наблюдать - уникален. Описание этого злодея - вообще одно из лучших описаний антигероя в детских произведениях. Каменное сердце, железный коготь, замок на скале, из одинокого окна которого изливается ненавитсть, убивающая все, вечная ночь и трепет всего живого при упоминании одного только имени Рыцаря Като, гнет, настолько сильный, что даже скалы и деревья помогают нашему герою свергнуть тирана, толпы приспешников, лишенных сердца и прочее, прочее... Столь гнетущая атмосфера, созданная уникальным, проработанный и шедеврально описанным антигероем убивается напрочь фразами типа "конечно плащ защитил его, ведь он был соткан из материнской любви". Даже самая последняя букашка не может себе позволить умереть в сражении со вселенским злом, что бы создать хоть какую то иллюзию противостояния или борьбы. Все это потрясающее описание зла не имеет никакого смыса - мы быстро понимает, что оно немощьно и обречено. В данной ситуации Астрид Линдгрен поступает как стеклодув, создающий шедевры, и тут же разбивающий их на осколки. Имея небывало страшного и интересного персонажа мы не переживаем, не наблюдаем борьбу, а просто узнает о том, что да, добро победило зло. Да, мы и не сомневались.